Художник Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 в городе Лиможе (Франция) в семье портного. В 1844 семья переезжает в Париж, где позже он начинает учиться росписи по фарфору. Пьер приступил к своей работе художника по фарфору с разумным одушевлением. Он начал с изображения легких орнаментов, но уже через некоторое время ему поручили выполнять исторические портреты. Молодой художник рисовал Марию-Антуанетту сотни раз, под конец он мог это делать с закрытыми глазами. Успех, достигнутый в изображении королевы, позволил Ренуару предложить хозяину попробовать новые декоративные сюжеты. Однако, прогресс вынудил Ренуара отказаться от этой профессии. Это произошло в 1858 году, когда только что был освоен процесс печатания на фарфоре и фаянсе. 

В 1861 он становится учеником художника Шарля Глейра, в студии которого знакомится с Базилем, Моне и Сислеем, тогда же встречает Сезанна и Писсаро. Так случилось, что именно эти люди в будущем подарили миру импрессионизм.

Через год художник сдает вступительные экзамены в Школу изящных искусств и поступает в нее. В 1864 году Глейр закрыл свою студию и обучение Ренуара прервалось. Позже он говорил, что научил его ремеслу художника именно Глейр.

В 1864 году выставляет в Салоне картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Эта работа вызывала у него вскоре такое раздражение своей сумрачной академической скукой, что как только он получил ее обратно, картина была уничтожена.

В период его раннего творчества, можно выделить несколько жанров, которые более остальных его увлекали. К ним относится пейзаж («Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сценки («Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт («Весенний букет» (1866) и конечно же портрет и обнаженная натура («Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), «Диана-охотница» (1867). В это время художник находится под влияние творчества барбизонцев, Коро, Делакруа и Курбе. Тогда же он активно работает вместе с Моне, используя похожие мотивы и сюжеты. Их стили в этот период очень близки. Созданные ими живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них отразились все характерные черты: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами.«Натюрморт с букетом и веером» 1871

Несмотря на то что, натюрморты с цветами тогда были не ведущей темой его творчества, он написал достаточно много картин. Многие из них не просто изображают предметы быта и красоту растительного мира, но и несут в себе более глубокий смысл. Так, например, «Натюрморт с букетом и веером» написанный в 1871 году, можно рассматривать как дань уважения другому художнику, а именно Эдуарду Мане. Можно заметить, что многие предметы и детали на картине, напоминают о творчестве Мане. Ренуар написал свой букет так, что он очень похож на букет со знаменитой картины «Олимпия», тот же внешний вид и тот же ракурс.

Для того чтобы иметь возможность выставлять свои работы не только в консервативном парижском Салоне, Моне,Базиль, Ренуар и прочие деятели искусств организовывают анонимное кооперативное товарищество в 1872 году. Первые их совместные выставки не принесли никакого успеха, французское общество их, как и прежде, отвергало, а для их обозначения было придумано слово с недружелюбной окраской "импрессионисты", по названию одной из выставляемых картин. Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. На ней Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874).

Период с 1874 по 1882 год можно условно обозначить как «Борьба за признание». В эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).

Спустя несколько лет Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. В1879 году в Салоне он показал публике полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. В этом портрете актрисы художник умело смог соединить импрессионистическую манеру с традиционной салонной живописью.

В начале 1880-х Ренуар посетил Алжир и Италию. В Италии он смог близко познакомиться с произведениями художников эпохи Возрождения, что оказало огромное влияние на его творчество и художественный вкус. Особое впечатление произвели работы Рафаэля. Ренуар постепенно стал стремиться применить увиденное в своем творчестве, он начинает строже относиться к рисунку, добиваться большей четкости линий и форм. Его манера становится более сухой и классической. Этот период в художественной жизни Ренуара принято называть «Энгровским», в честь известного французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра. В эти годы Ренуар пишет картину «В саду», переданная атмосфера по-ахматовски мелодична и трепетна.

В последнее десятилетие ХIX века художник охвачен новыми творческими поисками и идеями. В этот период его краски приобретают особую светозарность. Живописная манера отличается особой переливчатостью цвета, отчего этот период искусствоведы обозначили как «перламутровый». Характерным примером этого времени можно считать картину «Девушки за фортепьяно» 1892 года, однако существует по крайней мери три подобных работы Ренуара с идентичным композиционным решением, а также несколько масляных этюдов и рисунков.

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло даже от государственных чиновников.

В середине 1890-х годов в жизни Пьера Огюста Ренуара начинается новый этап. Его давняя пассия Лиза Трео выходит замуж. Он находит утешение в искусстве, как раз происходит его увлечение классикой, начинаются поиски собственной манеры и творческие эксперименты. Тогда же художник встречает главную любовь своей жизни – молодую Алине Шариго. Пережив несколько эмоциональных расставаний и воссоединений, они обвенчалась в 1890 году. Эти годы безоблачного семейного счастья были лучшим периодом в жизни Ренуара.

"Зонтики" 1886

Но вскоре семейное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году художник ломает правую руку при поездке на велосипеде. В результате полученной травмы у живописца развивает ревматизм, который причиняет ему страдания всю оставшуюся жизнь. Из-за болезни Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году вся семья перебирается в усадьбу «Колетт», которая располагается в городке Кань-сюр-Мер.

В творчестве «перламутровый» период уступил место «красному» (1903-1919), названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов. К программным произведениям «красного» периода можно отнести следующие произведения: «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).

После приступа паралича, случившегося в 1912 году Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако он продолжил творить, кисти между пальцев ему вкладывала сиделка.

В последние годы жизни Ренуар получил всеобщее признание. В 1917 году в Лондонской Национальной галереи было выставлено его произведение «Зонтики». Множество британских художников и ценителей живописи присылали ему поздравления, в которых писали, что с экспонирование его картины в одном ряду с работами старых мастеров, вызвало у них чувство радости и гордости, ведь их современник смог занять подобающее ему место в европейской живописи. Картина «Зонтики» является последним большим полотном, на котором Ренуар передал сцену из жизни его современников. После этого он обратился к более "вечным" темам. За несколько месяцев до смерти художника удостоили чести быть принятым в Лувре.

В 1919 году одним солнечным декабрьский днем скончался художник Ренуар. На мольберте остался незаконченный холст с изображением анемонов из собственного сада. Ренуар был на редкость плодовитым художником. За время своей долгой творческой жизни, продолжавшейся без малого шестьдесят лет, он успел написать около шести тысяч картин, или в среднем две работы в неделю.

"Кажется, я начинаю кое-что в этом понимать", - сказал он накануне смерти, когда у него отобрали кисти...